Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.
"Красим забор"- движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
"Погладим котенка" - плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
"Курочка пьет водичку" - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
"Музыканты" - движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
"Солим суп" - локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Источник: Е.Селезнева, "Мамина книга", М.: Издательский дом МСП, 1997.
Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно. Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.
КОЛЬЦО Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны (рис. 1). |
|
ДОМ Запасают тес дубовый, Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом Начинают строить дом. |
|
ОЧКИ Сидит Пахом, Книги читает, А грамоты не знает. |
|
ФЛАЖОК флажок, Как будто я Огонь зажег. А.Барто |
|
ЛОДКА Оставляя на воде колечки. |
|
ПАРОХОД Без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел! |
|
СТУЛ А не лежит никогда, Есть четыре ноги, А не ходят и три. Но всегда он стоит, Всем сидеть велит. |
|
СТОЛ В лесу вырос, В дом приходил, Всех вокруг себя посадил. |
|
ГРАБЛИ Я их граблями сгребу. |
|
ЦЕПОЧКА И цепочку получаем. |
|
СКВОРЕЧНИК И песню звонкую поет. |
|
ШАРИК Отнимали друг у дружки – Весь перецарапали! Лопнул шар, а две подружки Посмотрели нет игрушки, Сели и заплакали... А.Шибаев |
|
ЕЛКА Летом плод дает, Осенью не увядает, Зимой не умирает. |
|
КОРЗИНКА И грибы в нее кладу. |
|
КОЛОКОЛЬЧИК Поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы... А ты? Е. Серова |
|
СОБАКА Две растопырки, Седьмой вертун, А сам ворчун. |
|
КОШКА Зверь в атласной шубке, Возле печи греется, Без водички моется. |
|
МЫШКА Под полом шарит. |
|
ЗАЙКА И УШКИ Беленький По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык. |
|
ЗАЙКА В НОРКЕ Посиди со мной часок. – Ни минуты не могу – В гости к ежику бегу. Он вчера меня встречал, Есть морошку приглашал. Ф.Бобылев |
|
ЗАЙКА И БАРАБАН И ударил: трам-трам-трам! |
|
КОЗА Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зеленым кочкам, Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие. |
|
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО И ушами шевелит. |
|
ЛОШАДЬ Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь. |
|
ГУСЬ Да сух остался. |
|
ПЕТУШОК Поет во дворе, На голове гребешок, Кто же это? Петушок. |
|
КУРОЧКА Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. |
|
ШМЕЛЬ На лужайке я жужжу! На лужайке я жужжу! Над ромашками кружу! Безобидно я жужжал, Что ж ты. Женя, убежал? Ю.Какотов |
|
ЖУК Землю роет, А сам воет. Два рога не бык, Шесть ног без копыт. |
|
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. В. Тумайский |
|
КРАБ Выставив свою клешню |
|
ЗАМОК Укусить нельзя И пройти нельзя. |
|
СЛОН Очень, очень добрый слон. Видно, даже у зверей Тот и больше, кто добрей. Б.Заходер |
|
ДЕРЕВО Платье серебрится. У красы-березки Зелены косицы. Со двора к березке Выскочили козы. Стали грызть березку, А березка в слезы. П.Воронько |
|
ПТИЦА Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица грач. |
|
ФИЛИН Ночью летает, Прохожих пугает. |
|
ВОЛК И ЛИСА "Как дела, зубастый?" – "Хорошо идут дела, Голова пока цела!" |
|
КРОКОДИЛ Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки, до хвоста. |
Тонкие движения рук также хорошо развивают занятия
в теневом театре.
Упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения.
Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполи пять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красилышков
Указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, наконец - двумя руками вместе.
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
3. Александрова
Руки опираются на локти, ладони обращены друг к другу. Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжимается в кулак и легко ударяет в ладонь другой руки. Затем положение рук меняется. Постепенно ритм выполнения упражнения увеличивается.
Источник: Е.Селезнева, "Мамина книга", М.: Издательский дом МСП, 1997.
Ergokanc.ru 2010г.