Леворукие дети нуждаются в дополнительной помощи на начальных этапах обучения письму, так как процесс письма дается им особенно трудно. Их манера письма отличается от манеры письма праворуких детей, поэтому в самом начале обучения необходимо дать возможность ребенку выбрать наиболее удобное для него положение руки при письме. Существует несколько способов держать пишущий инструмент: ручка составляет одну линию с рукой, при этом кисть левой руки с ручкой находится под линией письма. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходиться выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное.
Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны.Все три пальца по возможности вытянуты и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Держать ручку, которая должна составлять одну линию с рукой, нужно свободно, не зажимая ее слишком сильно и не выгибая сильно указательный палец.
Часто дети спонтанно приходят к другому способу письма, когда кисть левой руки с ручкой повернута к груди пишущего и располагается над строкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении, а свободный конец ручки направлен от пишущего. Лист бумаги располагается с наклоном влево.
Если же ребенок располагает руку под строкой, в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой, то лучше обучить его более удобным приемам письма, так как такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения.
Еще сложнее приходиться леворуким детям, которые испытывают дополнительные трудности, вызванные их псилогическими и физиологическими особенностями. при письме у левшей наиболее часто возникает проблема зеркального написания, темп их письма очень медленный, а почерк далек от каллиграфического.
От того, каким пишущим инструментом пользуется ребенок, во многом зависит успех и легкость формирования навыка письма и, конечно, скорость и качество письма.
Все имеет значение: форма ручки, ее толщина, материал, из которого она изготовлена, качество чернил.
Очень важно, чтобы ручка или карандаш, предназначенные для обучения письму детей, учитывали фактор право- и леворукости, так как манера письма левшей и правшей отличаются, а также соответствовали возрастным особенностям и психофизическим характеристикам ребенка.